Домашнее задание на 10-11 мая

Правописание падежных окончаний имён существительных

 

Склонение

Существительные на

Падежи

1-е

м., ж. р. с окончаниями –а, -я

2- е

м. р.

без окончания, с. р. без окончания

3 – е

ж. р.

без окончания

- ия

ж. р.

- ий

м. р.

-ие

с. р.

Родительный

И (ы)

-

и

и

-

-

Дательный

е

-

и

и

-

-

Предложный

е

е

и

и

и

и

Рады тишин..., ходили от стрелк... к стрелк..., в утренней дымк..., среди тишин..., пыль на тропинк..., на опушк... леса, по бокам алле..., описание Волг..., в школ..., в техникум..., в институт... начинается учебный год, на праздник... в училищ..., на алле... в парк..., в тишин... степи, в деревн... на площад..., на поверхност... воды, на пристан..., в тетрад..., выйти к опушк..., прибл...жаться к цел..., по знакомой местност..., идти по карт..., на листьях сирен..., у края рощ..., подниматься по лестниц..., спектакль в театр..., в юност... увлекаешься, вернуться к ноч..., отдыхать в лагер..., расположиться на полян..., нет настоящей тен..., запах полын..., в пышной зелен..., радостно на сердц..., стоять на площад..., под...ехать к гости...иц..., от ал...е... вправ..., жить в Рос...и..., служить на границ..., уроки географи..., служить в арми..., идти по ал...е..., не встретить Мари..., находиться в здани..., играть на виолончел... и роял..., оборудование аудитори..., рисунок на открытк..., заботиться о здоровь..., отдыхать в санатори..., оазис в пустын..., в минуты радост... и печал..., в живописном ущель..., в постоянном движени..., вода в графин..., купаться в мор..., идти вместе по жизн..., сообщение о прибыти... поезда, о научном открыти..., уроки астрономи..., говорить о поэзи..., собрали кол...екци... растений, об алюмини...


Домашнее задание на 24.04

Перепишите текст , раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Меня пригл..сили(3) снимат..ся в ист..рическом фил..м..! По ас(в/ф)альтовой д..ро(ж/ш)к.. я радос..но подх..жу к под..езду киностудии. Пройдя длинный к..ридор, поп..даю в небол..ш..е пом..щение. В нём ра(с/з)пол..гает..ся низ..нький диван..чик с выгнут..ми, как у таксы, но(ж/ш)ками. На ст..не – п..ртрет девоч..ки в тулупе и пл..точк.. . Какое зн..комое л..цо Я где-то вид..ла такой нос..к бе(з/с)бровые гл..за и к..роткие ресниц.. . Г..това ручат..ся, что встр..чала эту з..бавную д..вчонку. Сер..це(1) зам..рает(2) от дога(д/т)ки. П..ртрет  копия моего отражения в зерк..л.. . Но я (не)н..шу тулу(б/п) и ж..лтый пл..ток. Обыч..но я над..ваю тёплый плащ.. и шапку (4)

Ок..залось, это п..ртрет моей г..роини – партизанки (У,у)стеньк.. .

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) – фонетический разбор; 

(2) – морфемный разбор; 

(3) – морфологический разбор; 

(4) – синтаксический разбор предложения. 


Подготовка к ВПР

Пишем ВПР 25 апреля.

Вариант выложен в двух форматах:pdf и word (кому как удобнее скачивать)

Download
Домашнее задание на 23.04.19
Вариант ВПР д.з..pdf
Adobe Acrobat Document 434.8 KB

Download
Домашнее задание на 12.04
домашнее задание 5 кл..pdf
Adobe Acrobat Document 64.6 KB

Download
Домашнее задание на 09.04.19
Вариант ВПР
Вариант 5 кл.ВПР.pdf
Adobe Acrobat Document 132.5 KB

Глагол



Вариант ВПР

Download
ВПР 2019 по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 класс.pdf
Adobe Acrobat Document 202.3 KB

Чередующиеся гласные в корне слова.

Условия выбора гласной.

Корень.

Примеры

1.Выбор зависит от конечной согласной корня.

- раст- ращ- рос

расти, выращенный, заросли

Исключение:  росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль

- лаг – лож-

слагаемое, сложение

- скак – скоч-

скакать, выскочить

Исключение: скачок, скачу

2.От наличия суффикса –А – после корня.

-бер – бир—

-дер – дир—

-мер – мир—

-пер – пир—

-тер – тир—

-блест – блист-

-жег – жиг -

-стел – стил-

-чет – чит

выберешь – выбираешь

выдернуть – выдираешь

замер – замирать

запер – запирать

вытер – вытирать

блестящий – блистательный выжег – выжигать

постелить – постилать

вычет – вычитать

Исключениясочетать, сочетание, чета

-кос – кас-

Коснулся-касался

-а(я) – им-

-а(я) – ин -

нанять=нанимать

снять -  снимать

3. От ударения.

- гор – гар-

без ударения  О

угар —  угореть

-зор – зар-

без ударения а

Зорька-заря
НО! зоревать, зорянка(птица)

-твор-твар-

без ударения  о

Творец, сотворить

Плав- плов

под ударением и  без     ударения     пишется  а

плавательный, поплавок

Исключенияпловец, пловчиха,  плывуны

4.От лексического значения.

-мак – мок-

мак- (погружать в жидкость)

мок-(пропускать жидкость)

обмакнуть перо

непромокаемый плащ

равн – ровн-

 равн (одинаковый)

овн-  (прямой, гладкий)

Уравнение           заровнять

Исключенияуровень,ровесник
равнина, равняйсь, равнение направо.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Условия выбора гласной.

Корень.

Примеры

1.Выбор зависит от конечной согласной корня.

- раст- ращ- рос

расти, выращенный, заросли

Исключение:  росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль

- лаг – лож-

слагаемое, сложение

- скак – скоч-

скакать, выскочить

Исключение: скачок, скачу

2.От наличия суффикса –А – после корня.

-бер – бир—

-дер – дир—

-мер – мир—

-пер – пир—

-тер – тир—

-блест – блист-

-жег – жиг -

-стел – стил-

-чет – чит

выберешь – выбираешь

выдернуть – выдираешь

замер – замирать

запер – запирать

вытер – вытирать

блестящий – блистательный выжег – выжигать

постелить – постилать

вычет – вычитать

Исключениясочетать, сочетание, чета

-кос – кас-

Коснулся-касался

-а(я) – им-

-а(я) – ин -

нанять=нанимать

снять -  снимать

3. От ударения.

- гор – гар-

без ударения  О

угар —  угореть

-зор – зар-

без ударения а

Зорька-заря
НО! зоревать, зорянка(птица)

-твор-твар-

без ударения  о

Творец, сотворить

Плав- плов

под ударением и  без     ударения     пишется  а

плавательный, поплавок

Исключенияпловец, пловчиха,  плывуны

4.От лексического значения.

-мак – мок-

мак- (погружать в жидкость)

мок-(пропускать жидкость)

обмакнуть перо

непромокаемый плащ

равн – ровн-

 равн (одинаковый)

овн-  (прямой, гладкий)

Уравнение           заровнять

Исключенияуровень,ровесник
равнина, равняйсь, равнение направо.

Словарная работа "НЕ с глаголами"

Н...был в школе, н...навидеть лож..., не...брос...т в беде, н...разоряет гнёзд,  н.. врёт, н...берёт чужого, н...будет конца, делать н...может,  дело н...любит, без труда н...проживёшь, нельзя н...волить, брат н...доумевал, бабушка н...домогает, шторм н...истовствовал, н...дал ручку, моря н...увидишь, н...решишь задачу, н...засеешь зерно, н... собирал колосья, н...оставлял без ответа, н...ответил на письмо, н...бережёшь время, н... щадишь глаза, н...говорит плохо, н..станет критиковать, н...останемся без обеда, н... будет шептать, н...годовать на судью, н...терять ни секунды, н...испугаться трудностей, н... бояться темноты,он хронически н...доедает,н...досмотрела за ребёнком.


ВПР (всероссийская проверочная работа)

Домашнее задание на 09.03.2019

Download
Вариант ВПР (д.з.)
Вариант ВПР РЯ.pdf
Adobe Acrobat Document 166.8 KB


Download
Вариант ВПР
vpr_rus-2018-5kl-real-var11.pdf
Adobe Acrobat Document 182.4 KB

Синтаксис





Второстепенные члены предложения

Download
Второстепенные члены предложения (таблица)
Второстепенные члены предложения.pdf
Adobe Acrobat Document 611.2 KB

Название

Что обозначает

Вопрос

Чем выражается

Определение

Признак предмета

Какой?

Чей?

Существительное,

прилагательное,

местоимение,

числительное

Дополнение

Предмет

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чем?

Существительное,

местоимение,

числительное

Обстоятельство

Место, время, способ действия, цель, причина

Где?Когда?Как?

Каким образом?

Куда? Откуда?

Почему? Зачем?

Наречие,

Существительное

с предлогом,

глагол...


Изобразительно-выразительные средства языка

Тропы (слова в переносном значении)

Метафора - перенесение названия одного предмета на другой на основании их сходства. Скрытое сравнение.

Деревья в зимнем серебре… (Метафора основана на сходстве ЦВЕТА предметов)

Морозное дыхание метели

Ещё свежо, но улеглась метель. (Метафора основана на сходстве ХАРАКТЕРА ДЕЙСТВИЯ предметов)

Первый снег опушил  у деревьев ресницы. (Метафора основана на сходстве  ФОРМЫ предметов)

 

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.  (Метафора основана на сходстве   ЗВУЧАНИЯ предметов.


Олицетворение- разновидность метафоры.

Изображение явлений природы и неодушевлённых предметов как живых существ.

Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает...

 

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.


Эпитет – это особое, образное определение (прилагательное), отличающееся художественной выразительностью.

По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает лёгкий мороз, хлопьями осыпается серебряный иней.