Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий.

            На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

            При выполнении всех заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.      Контрольно-измерительные материалы, выданные Вам, также могут использоваться в качестве черновиков. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

            Все бланки заполняются чёрными яркими чернилами. Допускается использование гелевой или капилярной ручки.

            Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на бланке ответов № 2. Перед началом работы напишите: «Задание 14».

            Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 13 заданий (1-13).

Ответы записывайте в бланк ответов № 1. Ответ следует записать в поле ответов в тексте работы, а затем перенести в бланк ответов №1 справа от номера выполняемого Вами задания, начиная с первой клеточки.

Ответы к заданиям 1 и 2 запишите в бланк ответов № 1 в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.

            Ответами к заданиям 3-13 являются слово (словосочетание), число или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.  При записи словосочетаний пробелы не делаются. При записи последовательности цифр запятые не ставятся, пробелы не делаются.

 

В случае записи неверного ответа на задания части 1 запишите новый ответ в нижней части бланка ответов № 1 «Замена ошибочных ответов на задания с ответом в краткой форме»: сначала в первых двух полях запишите номер задания, например «1», а затем правильный ответ.

Задание части 3 выполняется  на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.

            Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2, 15.3) и дайте письменный  развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на бланке ответов № 2. Перед началом  работы укажите номер задания: «Сочинение 15.1 (или 15.2, или 15.3)».

            На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

            Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

 



Темы сочинений (15.3) из открытого банка заданий ФИПИ
1.   Что такое внутренний мир человека. (
Внешний мир человека - это его социальная жизнь, а внутренний мир – это некое психическое пространство, в котором помещается вся духовная жизнь личности. Внутренний мир обеспечен нашими мыслями, эмоциями, переживаниями, чувствами.)

 

2. Что такое выбор.Выбор – главный этап процесса принятия решения, состоящий в отборе одного варианта из нескольких возможных. Шекспир был прав, подчеркивая исключительную важность таких моментов в жизни: "Быть или не быть, вот в чем вопрос...". Человек часто оказывается в  ситуации выбора:  профессии, института, любимого человека и друзей, мировоззрения… Ему приходится отдавать предпочтение одним ценностям и нормам, отвергая другие.

 

3. Что такое доброта.Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь.

Платонов "Юшка"

 

4. Что такое драгоценные книги.Драгоценными можно считать те книги, которые становятся путеводной звездой читателя, на всю жизнь определяют его идеалы, формируют его мировоззрение,  укрепляют фундамент духовной жизни человека.

 

5. Что такое жизненные ценности.Жизненные ценности – это набор крайне важных для человека аспектов, которые служат эталонами  в его жизни  и определяют его действия. Для кого-то важны материальные ценности: деньги, предметы роскоши, власть. А для других приоритетное место имеют духовные ценности: долг, честь, патриотизм, здоровье, творческое саморазвитие... Жизненные ценности не возникают за один день, они накапливаются с детства, формируются социумом и следуют за человеком всю его жизнь. 

П.Гринёв (наставление отца) А.С.Пушкин "Капитанская дочка", Чичиков (наставление отца) "Мертвые души"

 

6. Что такое любовь.Любовь – это глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии. 

Петр и Феврония (праздник в России "День семьи, любви и верности" в июле), В. Шекспир "Ромео и Джульетта", А.С.Пушкин (любовная лирика) стихи учили, А.П.Чехов "О любви"

 

7. Что такое материнская любовь.Материнская любовь – это наиболее трудная форма любви, самая сильная, постоянная и бескорыстная. Любовь матери всепрощающа, она не ждёт благодарности и ничего не требует взамен. Материнская любовь считается высшим  видом  любви и наиболее священной  изо  всех эмоциональных связей.

 Л.Улицкая "Дочь Бухары", К.Г.Паустовский "Телеграмма". Песни и стихи о маме.

8. Что такое настоящее искусство.Искусство – это образное осмысление действительности, выражение мира в художественном образе. Произведения настоящего искусства побуждают думать и чувствовать, влияют на состояние человеческой души.

 

9. Что такое неуверенность в себе.Неуверенный в себе человек имеет низкую самооценку. У него отсутствует  вера в себя, свои силы, свои возможности. Такие люди  беспокоятся о том, что подумают о них другие, и заранее ориентированы на разочарование и недоверие. Неуверенность в себе мешает человеку чувствовать свою самодостаточность и отстаивать свое мнение. Ему приходится подстраиваться под других людей и принимать решения, полагаясь на их советы, не принимая в учет собственную точку зрения.

 Тема маленького человека Н.В.Гоголь "Шинель", Чехов "Смерть чиновника". 

Паралимпийское движение в мире существует с 1976 года. Это колоссальная возможность для людей с ограниченными возможностями доказать всем окружающим, но в первую очередь самим себе, что они сильны и телом, и духом. 

Ник Вуйчич

10. Что такое нравственный выбор.Нравственный выбор – это ситуация, в которой человеку приходится принимать или не принимать трудные для себя решения во благо другой личности или в соответствии со своими взглядами и убеждениями: готов ли я пожертвовать ради другого своим комфортом и удовольствием? Нравственный выбор  является точным показателем, каковы морально-этические установки человека в отношениях с окружающим миром

11. Что такое сила духа.Сила духа – одно из главных качеств, делающего человека сильным. Сила духа складывается из формирования воли, стойкости, упорства. О сильных, мужественных и стойких людях говорят, что они сделаны из железа:

 Гвозди бы делать из этих людей-

Крепче бы не было в мире гвоздей

Паралимпийцы, Ник Вуйчич. Герои ВОв. 

МаресьевАлексей Петрович (почитайте о нем). 

 

12. Что такое взаимовыручка.Взаимовыручка - взаимная, обоюдная помощь, выручка в каком-либо деле, поддержка

13. Что такое счастье. Это состояние души человека, это полное удовлетворение жизнью.Благополучие.  Невозможно для всех охарактеризовать одинаково, ведь это понятие субъективно.Каждый человек вкладывает в это слово свое понимание .Обычно счастье- это то, к чему мы стремимся.Многие считают, что счастье- это быть материально обеспеченным, многие сходятся на мысли, что большая семья-это счастье, другие видят своё счастье в хорошем здоровье... Но все убеждены, что оно необходимо нам в жизни.           

14. Что такое дружба.Дружба –  бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение

Лицеисты (А.С.Пушкин и И.Пущин)


Материалы для подготовки к сжатому изложению.

Сжатое изложение — одна из составляющих ОГЭ по русскому языку. Этот вид работы только на первый взгляд кажется простым. На самом деле написать сжатое изложение не так уж и легко.

Текст для изложения прослушивается всего дважды, читает его не учитель, к голосу которого вы  привыкли, а диктор. Дикция профессионала, читающего текст для сжатого изложения, несомненно, безупречна. Однако темп чтения довольно быстрый — и это лишь одна из трудностей, с которой придётся столкнуться  на ОГЭ.

Помимо всего прочего от вас потребуется изложить в сжатом виде главную информацию, которая содержится в читаемом тексте, грамотно используя способы сжатия и правильно разделяя текст на абзацы

Без предварительной тренировки не обойтись! 

Слушайте аудиозаписи текстов и пишите изложения .

Материалы для подготовки к сжатому изложению.

 

Сжатое изложение — одна из составляющих ОГЭ по русскому языку. Этот вид работы только на первый взгляд кажется простым. На самом деле написать сжатое изложение не так уж и легко.

Текст для изложения прослушивается всего дважды, читает его не учитель, к голосу которого вы  привыкли, а диктор. Дикция профессионала, читающего текст для сжатого изложения, несомненно, безупречна. Однако темп чтения довольно быстрый — и это лишь одна из трудностей, с которой придётся столкнуться  на ОГЭ.

Помимо всего прочего от вас потребуется изложить в сжатом виде главную информацию, которая содержится в читаемом тексте, грамотно используя способы сжатия и правильно разделяя текст на абзацы.

Без предварительной тренировки не обойтись! 

Слушайте аудиозаписи текстов и пишите изложения .

 

Прослушивание в режиме online.


Микротемы к текстам изложений

1

Часто при­хо­дит­ся слы­шать слова о пре­да­тель­стве близ­ко­го че­ло­ве­ка. Чаще всего пре­да­ют те, в кого мы вло­жи­ли душу. За­ко­но­мер­ность здесь та­ко­ва: чем боль­ше бла­го­де­я­ния, тем силь­нее пре­да­тель­ство. Пре­да­тель­ство близ­ко­го че­ло­ве­ка ранит на­мно­го силь­нее..

2

Мно­гие тер­пят из­де­ва­тель­ство над собой, на­де­ясь, что у пре­да­те­ля проснет­ся со­весть. Со­весть - функ­ция души, а у пре­да­те­ля ее нет. Пре­да­тель обыч­но объ­яс­ня­ет свой по­сту­пок ин­те­ре­са­ми дела, одно пре­да­тель­ство вле­чет за собой дру­гое.

3

Пре­да­тель­ство раз­ру­ша­ет до­сто­ин­ство че­ло­ве­ка, в ре­зуль­та­те пре­да­те­ли ведут себя по-раз­но­му. Но в любом слу­чае жизнь пре­да­те­ля ста­но­вит­ся бес­смы

 

с­лен­ной.

 

1

Как бы да­ле­ко ни ухо­ди­ла война, па­мять о ней жива, ибо за­быть о бес­при­мер­ном по­дви­ге на­ро­да нель­зя.

2

Па­мять о четырёх тя­же­лей­ших годах в нашей ис­то­рии не долж­на сте­реть­ся.

3

Для про­из­ве­де­ний ис­кус­ства тема войны тра­ди­ци­он­на: так­тич­ность и прав­ди­вость в изоб­ра­же­нии со­бы­тий и ге­ро­ев во­ен­ных лет яв­ля­ют­ся их глав­ны­ми чер­та­ми.

 

             Мик­ро­те­мы к тек­сту «Чтобы оце­нить доб­ро­ту и по­нять ее зна­че­ние..»           

1.Чтобы оце­нить доб­ро­ту и по­нять ее зна­че­ние, надо не­пре­мен­но са­мо­му ис­пы­тать ее, по­жить в лучах чужой доб­ро­ты.

2. От чужой теп­ло­ты со­гре­ва­ет­ся серд­це, и оно не может не от­ве­тить вза­им­но­стью.

3. По­чув­ство­вать огонь доб­ро­ты— это ве­ли­кое сча­стье.

Мик­ро­те­мы к тек­сту «В чём поль­за чте­ния..» 

1. По­че­му люди чи­та­ют книги?

2. Книги при­но­сят поль­зу: они де­ла­ют че­ло­ве­ка умнее и обо­га­ща­ют его внут­рен­ний мир.

3. Книги спо­соб­ству­ют нрав­ствен­но­му вос­пи­та­нию.

Мик­ро­те­мы к тек­сту «Что такое хо­ро­шая книга..»

1. Хо­ро­шая книга долж­на быть ин­те­рес­ной, на­пи­сан­ной бо­га­тым язы­ком и иметь глу­бо­кий смысл.

2. Не стоит увле­кать­ся одним жан­ром ли­те­ра­ту­ры.

3. Клас­си­че­ская и на­уч­но-по­пу­ляр­ная ли­те­ра­ту­ра ока­зы­ва­ет огром­ное вли­я­ние на раз­ви­тие чувств и фор­ми­ро­ва­ние взгля­дов че­ло­ве­ка, по­это­му её не­пре­мен­но нужно чи­тать.

Мик­ро­те­мы к тек­сту «Что зна­чит быть куль­тур­ным че­ло­ве­ком»

1. Ка­ко­го че­ло­ве­ка можно счи­тать куль­тур­ным.

2. Глав­ная цель куль­тур­но­го че­ло­ве­ка— уве­ли­чи­вать добро в мире.

3. В наше время куль­ту­ре уде­ля­ет­ся мало вре­ме­ни. Про­цесс при­об­ще­ния к куль­ту­ре дол­жен идти с са­мо­го дет­ства, чтобы че­ло­век взрос­лый был по­ле­зен об­ще­ству.

Мик­ро­те­мы к тек­сту «Ис­тин­ная куль­ту­ра»

1. Ис­тин­ная куль­ту­ра несёт в себе по­ня­тие ду­хов­но­сти, и если люди пой­мут это, то стра­на ста­нет про­цве­та­ю­щей.

2. Ис­тин­ная куль­ту­ра все­гда вос­пи­ты­ва­ет.

3. Куль­ту­ру нужно раз­ви­вать, и де­лать это долж­ны как пре­дан­ные сво­е­му делу люди, по­ни­ма­ю­щие вы­со­кие цели, сто­я­щие перед куль­ту­рой, так и каж­дый из нас.

Мик­ро­те­мы к тек­сту «Если от­нять у че­ло­ве­ка мечту» 

1. Нель­зя от­ни­мать у че­ло­ве­ка воз­мож­ность меч­тать.

2. Цен­ность мечты в том, что она вы­зы­ват же­ла­ние жить и стре­мить­ся к не­из­ве­дан­ным далям.

3. Мечта по­мо­га­ет бо­роть­ся за бу­ду­щее.

Мик­ро­те­мы к тек­сту «Друж­ба - это не что-то внеш­нее»

1. Друж­ба лежит в серд­це че­ло­ве­ка.

2. В друж­бе важно вза­и­мо­ува­же­ние, до­ве­рие, а также общ­ность нрав­ствен­ных цен­но­стей. Укреп­ля­ют друж­бу и общие увле­че­ния.

3. Без друж­бы жизнь че­ло­ве­ка не­мыс­ли­ма.

Мик­ро­те­мы к тек­сту «Что такое друж­ба?»

1. Как ста­но­вят­ся дру­зья­ми? Дру­жить могут люди раз­ных про­фес­сий.

2. Друж­ба ос­но­вы­ва­ет­ся на сход­стве, а про­яв­ля­ет­ся в раз­ли­чии, про­ти­во­ре­чи­ях, не­сход­ствах. В друж­бе один даёт, дру­гой по­лу­ча­ет.

3. Друг — это тот, кто ценит за хо­ро­шее и раз­об­ла­ча­ет за пло­хое.

Мик­ро­те­мы к тек­сту «Не­ко­то­рые счи­та­ют, что че­ло­век взрос­ле­ет»

1. По­ня­тие «взрос­лость» не за­ви­сит от воз­рас­та.

2. Взрос­лость обо­зна­ча­ет са­мо­сто­я­тель­ность.

3. Быть взрос­лым— зна­чит от­ве­чать за себя и дру­гих, по­ла­гать­ся толь­ко на свои силы и жиз­нен­ный опыт.

Мик­ро­те­мы к тек­сту «Иметь семью»

1. Иметь семью так же важно, как и ра­бо­тать. Тра­ди­ци­он­но гла­вой в семье счи­та­ет­ся отец, сы­но­вья рас­тут, по­мо­гая отцу.

2. Жен­щи­на-мать за­ни­ма­ет­ся до­маш­ним хо­зяй­ством, при­вле­кая к этому детей.

 

3. Уме­ние про­щать и лю­бить в семье важно не толь­ко для семьи, но и для об­ще­ства в целом.


Варианты ОГЭ "Драгоценные книги" (Решаем варианты, пишем сочинение по любому из текстов)




Готовимся к экзаменам, пишем изложения.


Открытый банк заданий ОГЭ



Тесты в формате ОГЭ 

Тексты к темам 15.3 (открытый банк данных)

1. Нравственный выбор

   Текст №1

    Текст№2

    Текст№3

    Текст№4

    Текст№5

    Текст№6

Аргументы из художественной литературы (прочитать)

1. Произведения о ВОв

В.Быков "Сотников", "Обелиск"

М. Шолохов "Судьба человека"


2.Неуверенность в себе


3. Любовь

Жизненные ценности



Тест №1 (ОГЭ)

Тест №2 (ОГЭ)

Тест №3 (ОГЭ)

Тест №4 (из открытого банка заданий ФИПИ)

Тест №5 (из открытого банка заданий ФИПИ)



Тематические тесты


Повторяем теорию (материалы к тесту)


Задание № 12    Сложносочиненное предложение 

Типы сложносочинённых предложений по характеру союза и значению

Тип ССП Союзы Примеры
1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами(соединительные отношения). И; да (в значении и); ни..., ни; да и; тоже; также; не только..., но и.
Открыли дверь, и в кухню паром вкатился воздух со двора (Паустовский).
Лицо её бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели (Тургенев).
Не только не было никакой рыбки, но и удилище не имело даже лески(Садовский).
Он шуток не любилда и её при нём оставляли в покое (Тургенев).
2. Сложносочинённые предложения с противительными союзами(противительные отношения). А; но; да (в значении но); однако (в значении но); зато; но зато; а то; не то; а не то; частица же (в значении союза а); частица только(в значении союза но).
Иван Петрович ушёла я остался (Лесков).
Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером(Герцен).
Я ничего не елно голода я не чувствовал (Тендряков).
Утром прошёл дождьзато сейчас над нами блистало чистое небо(Паустовский).
Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоём отъезде (Писемский).
Лодки сразу исчезают во тьме, только долго слышны всплески вёсел и голоса рыбаков (Дубов).
3. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами(разделительные отношения). Или; либо; не то..., не то; то..., то; то ли..., то ли.
Либо рыбку съестьлибо на мель сесть (пословица).
Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней (Тургенев).
То ли на него подействовала тишина и одиночеството ли он просто вдруг взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку (Симонов).



Задание №10 (вводные слова)

 

Значение
Вводные слова
Примеры
Уверенность
Конечно, разумеется, бесспорно, без сомнения, безусловно, несомненно, действительно, в самом деле
Зима, конечно,будет снежная.
Неуверенность
Кажется, вероятно, очевидно, возможно, может быть, по-видимому, наверное, пожалуй, не правда ли
Зима, вероятно,будет снежная
Различные чувства:
Радость
К счастью, к радости, на радость, на счастье
Зима, к счастью,будет снежная
Удивление
К удивлению, к изумлению, удивительное дело, странное дело
Зима, на изумление, была снежная
Сожаление
К несчастью, по несчастью, к огорчению, к досаде, к прискорбию, к сожалению,
Зима, к сожалению,будет снежная
Страх
К ужасу, на беду, чего доброго, не ровен час,
Зима, на беду,была снежная
Стыд
К стыду, нечего греха таить
К своему стыду,мы оказались не готовы к снежной зиме.
Источник высказывания
По словам, по мнению, по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, (как) говорят, сообщают, передают, по сведениям, по слухам, на мой взгляд, помнится, слышно, дескать, мол и др.
По сообщению синоптиков, зима будет снежная
Порядок явлений (мыслей) и связь между ними
Во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, значит, итак, таким образом, например, наоборот, напротив, кстати, с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчёркиваю и др.
Во-первых, всю осень шли дожди. Во-вторых, зима была снежная.Значит, на полях будет много влаги.
Оценка стиля высказывания, способ выражения мысли
Другими словами, говоря образно, мягко говоря, прямо скажем, как говорится, коротко говоря, попросту говоря, иначе говоря, одним словом, иными словами, лучше сказать и др.
Зима, прямо скажем, была снежная
Призыв к собеседнику с целью привлечь внимание к сообщению, внушить определённое отношение к мыслям, фактам
Видишь (ли), понимаешь (ли), знаешь (ли), пойми, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, пожалуйста, заметьте себе, сделайте милость  и др.
Заметьте, зима была снежная
Оценка меры того, о чём говорится
Самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличения
Зима, без преувеличения,была снежная
Степень обычности
Бывает, случается, бывало, по обыкновению, по обычаю
Зима, по обыкновению,была снежная
Подчёркивающие экспрессивность (эмоциональность) высказывания
По правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будет сказано, надо признаться, честно говоря, между нами говоря
Зима, надо признаться, будет снежная.

вводные слова в предложении


Задание №3 ( средства выразительности)

В тесте на экзамене в задании №3 встретится метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, фразеологизм.

Но  языковые средства выразительности знать бы нужно все.

Средства выразительности речи

Языковое средство
Вид
Характеристика приёма
Примеры
Аллегория лекс. Изображение отвлечённого понятия через конкретный образ Прекрасен царскосельский сад,
Где льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад. (лев – Швеция) 
                                                   (А. Пушкин)
Аллитерация звук. Один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума...
                                                 (С.Есенин)
Анафора синт. Одинаковое начало нескольких соседних предложений Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.       (О.Высотская)
Антитеза синт. Cопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления "Сон и смерть" А.А.Фета, "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского.
Ассонанс звук. Один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных звуков Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела...                     (Б.Пастернак)
Гипербола лекс. Художественное преувеличение шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь)
Градация синт. Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости Завыл, запел, взлетел под небо камень,
И заволокся дымом весь карьер.                                                (Н.Заболоцкий)
Именительный темы синт. Особый вид назывных предложений, называет тему высказывания, которая раскрывается в последующих предложениях Хлеб!.. Что может быть важнее хлеба?!
Инверсия синт. Нарушение прямого порядка слов Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле... (А.Пушкин)
Ирония лекс. Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому                    Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье Невских берегов...      (А.Пушкин)
Композиционный стык синт. Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его На заре зорянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты... (Н.Сладков)
Лексический повтор лекс. Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков)
Литота лекс. Художественное преуменьшение "мальчик с пальчик"
Метафора лекс. Переносное значение слова, основанное на сходстве Сонное озеро города (А.Блок). Сугробов белые телята (Б.Ахмадулина)
Метонимия лекс. Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий Сюда по новым им волнам 
Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)
Многосоюзие синт. Намеренное использование повторяющегося союза Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград. 
                                               (В.Инбер)
Окказионализмы лекс. Индивидуальные авторские словообразования ...В нашей среде стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (Г.Смирнов)
Оксюморон синт. Сочетание противоположных по значению слов Туристы в родном городе. (Тэффи)
Олицетворение лекс. Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы Утешится безмолвная печаль, 
И резвая задумается радость... (А.С.Пушкин)
Парцелляция синт. Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных.
Перифраз лекс. Замена слова (словосочетания) описательным оборотом "люди в белых халатах" (врачи), "рыжая плутовка" (лиса)
Риторический вопрос, восклицание, обращение синт. Выражение утверждения в вопросительной форме;
привлечение внимания;
усиление эмоционального воздействия
О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?      (Н.Некрасов) 
Ряды, парное соединение однородных членов синт. Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста ...Удивительное сочетание простоты и сложности,прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе. (С.Маршак)
Сарказм лекс. Едкая, язвительная насмешка, один из приёмов сатиры Сарказмом насыщены произведения Свифта, Вольтера, Салтыкова-Щедрина.
Синекдоха лекс. Замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного Швед, русский колет, рубит, режет... (А.Пушкин)
Синтаксический параллелизм синт. Сходное, параллельное построение фраз, строк Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)
Сравнение лекс. Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак Да, есть слова, что жгут, как пламя.                                                  (А.Твардовский)
Умолчание синт. Прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить... (И.А.Крылов)
Эллипсис синт. Сокращение, "пропуск" слов, легко восстанавливаемых по смыслу, что способствует динамичности и сжатости речи. Мы села – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги. (В.А.Жуковский)
Эпитет лекс. Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум... 
(Н.Некрасов)
Эпифора синт. Одинаковая концовка нескольких предложений Весну заклинати, зиму провожати.
Рано, рано зиму провожати.


Комментарии: 0